Об авторе:

Татьяна Трофимова, журналист, автор статей

Начинаем отбор ярких, трогательных, лучших образцов современной анимации

Влияние современной анимации на нравственное и эстетическое развитие детей недооценено большинством современных родителей. С телеэкранов широкой рекой течет мультипликационная попса, которая все больше заполняет мир современного ребенка. Есть и очень достойные мультфильмы, но их надо еще поискать — в отличие от того, что само подворачивается под руку. Другая крайность: родители, внимательно относящиеся к выбору мультфильмов для домашней видеотеки, останавливаются на «проверенной» советской классике мультипликации, а на долю современной анимации остаются стойкое недоверие и подозрительность родительской аудитории.

Между тем, современная мультипликация — это очень интересный живой жанр, в котором много всего происходит. Как говорит мастер современной российской анимации Михаил Алдашин, «мультипликаторы в неволе не размножаются». Однако именно сейчас есть множество современных студий, на которых работают очень хорошие и разные отечественные мультипликаторы. Мультипликация — это иносказательный язык. Во времена социальных коллизий и неясностей иносказательность мультфильмов дает возможность рассказать об очень многом. Так было всегда, даже в советское время, и сейчас снова наблюдается бурное развитие этой тенденции.

В семейном центре «Рождество» стартует курс семинаров «Смотрим мультики», цель которых — совместными усилиями найти мультпроизведения, которые составят необходимый культурный багаж человека XXI века. Разглядеть между Лунтиками и Смешариками таких персонажей, которые в будущем имеют все шансы претендовать на звание классики нашего века. А такие имеются!

«Родителям интересно собрать свою десятку мультфильмов, которые, в частности, воспитывают художественный вкус ребенка. И самим поразмышлять над критериями отбора мультфильмов в домашнюю видеотеку, — говорит Анастасия Абрамова, режиссер, культуролог, и ведущая курса «Смотрим мультики». — Надо противопоставлять дешевой попсе с примитивной картинкой и плоским юмором действительно качественную анимацию и учить детей отличать одно от другого. Это борьба за впечатления ребенка, и родителям очень важно понимать все это самим».

Что должно быть в семейной видеотеке? Классическая советская анимация, лучшие современные российские и самые достойные зарубежные мультфильмы. При этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту. Сейчас в анимации очень много продуктов, предназначенных для взрослых. В них взрослым языком рассказывается о взрослых проблемах. Среди них действительно есть очень хорошие, они даже получают престижные награды. Но такие мультфильмы непригодны для детского просмотра. Важно не попасть в эту ловушку и не считать, что любой мультфильм — продукт детский.

Необходимо бороться за впечатления и вкусы наших детей. Критерием отбора мультфильмов, как и любой другой продукции, не может быть только установка «ребенку нравится». Поэтому важно знать, каким языком говорит мультипликация, какие важные для мира детства образы и переживания отличают сюжет хорошего мультфильма, как в его зеркале отражаются ценности вечные и ценности преходящие, а какие образы, наоборот, разрушают границы психологической безопасности ребенка.

Карлсон, Винни-Пух, трое из Простоквашино, Буратино... Позиции родителей, их мнения о том, как относиться к популярным мультипликационным шалунам и озорникам отличаются, и это хорошо. «Хорошее детское произведение не должно быть простым, — говорит Анастасия Абрамова. — То есть настоящий хороший герой — это не тот, кто пай-мальчик и всё делает только правильно. У того, кто шалит, нарушает границы дозволенного, делает что-то тайком, совершает неправильные поступки — у него есть все основания стать настоящим героем. Ведь он делает всё то, в чем ребенок узнает самого себя. Это — часть «обязательной программы» многообещающего хорошего героя. Дело в том, что в итоге он (и вместе с ним зритель) получит собственный опыт и модель того, что категорически недопустимо. Такой герой непременно столкнется с последствиями своего поведения — неприятностями, наказанием, отторжением со стороны взрослых и друзей. И захочет измениться. Таков древний алгоритм обретения позитивных моделей поведения, на нем, например, построены русские сказки: нарушил запрет старших — попал в беду, оказался в темной чаще, и попробуй-ка теперь найди дорогу домой... А чтобы найти, оказывается, понадобятся все те умения и заповеди, которые внушались тебе дома взрослыми. Если вспомнишь — ты спасен».

Мультфильмы для домашней видеотеки — родительский выбор, а не выбор ребенка. Показывать или не показывать популярные в детской среде мультфильмы, зависит от предпочтений родителей, от срабатывания домашних фильтров. Тем более важно знать, на какие имена в современной анимации надо обратить внимание, чем мультстудии отличаются друг от друга, какие ловушки есть в анимационном мире. О сюжетах, об именах, о ценностях в зеркале анимации. Немалое значение имеет также мультэстетика: как прорисованы персонажи, насколько правильным, богатым, эмоционально-наполненным языком они говорят. Феномен современной анимации — детские мультсериалы. Что это такое, как к ним относиться, иметь ли их в своей видеотеке? Собирая лучшие мультики в домашнюю фильмотеку, мы не обойдем вниманием и эти вопросы.

Мультфильм — это такой же повод для диалога, как и хороший фильм, и хорошая книга. «Социокультурная проблема современности состоит в обесточенности на яркие, трогающие, важные тексты в мультипликации, литературе, — говорит Анастасия Абрамова. — Это общая проблема, и если ею не заниматься, не разыскивать среди разных анимационыых поделок действительно достойные «тексты», то мир ребенка будет заполнен анимационной и шелухой, мультпопсой, сериалами, которые идут по телевизору. А мир гораздо глубже, шире, ярче, чем эта плоская картинка».


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: