Об авторе:

Юлия Маневич,

О том, как мы играли рождественский вертеп.

Как всё начиналось? Миновал декабрь, с оттепелью и слякотью пришёл январь. Но Рождество приближалось, не заботясь о погоде. Вот и нам Ангел принёс добрую весть о том, что «скоро, скоро родится Младенец Христос». Мы готовились осуществить нашу ежегодную праздничную мечту – побывать на Вертепе в театре «Ученый медведь».

Театр встретил нас, промокших под нежданным январским дождём, музыкой, открытыми улыбками и старинными загадками. А после – был выключен свет, и началось волшебство: представление.

Театр теней монохромен. Чернота силуэтов и жёлтый свет прожектора – вот и все его краски. Но наше воображение легко дорисовало сияние белоснежных Ангелов, седые власы старого волхва, золотые тюрбаны с затейливыми узорами и нежно-голубые одежды Девы Марии…

И вот взошла она! Звезда! Сколько восхищенных взглядов и ожиданий. Вечные слова Библии вспыхивали перед нами, словно яркие звёзды, снова и снова повторяя о рождении Спасителя. И мы, подобно волхвам, радовались радостью весьма великою.

Вернувшись домой, поняли, что тоже хотим устроить театр. И петь колядки, и радовать представлением друзей и родных. И просто украсить дом изображением той самой Пещеры.

Трудно сразу взяться за большой проект. Мы решили для начала хотя бы сшить кукол. Первым делом задумали делать яркие, многоцветные фигурки волхвов. Главную работу взяли на себя я и старшая дочь Лена. Остальные давали советы, внимательно следили, как из тряпочек вдруг получаются знакомые герои.

Конструкцию кукол обсуждали на семейном совете. Решили сделать синтепоновое наполнение, а чтобы фигурка хорошо стояла, вложили в донышко крышечку от детского питания. Ручки сконструировали по образцу куклы-тильды (как наиболее простые), пришили отдельно. Малышам понравилось снаряжать волхвов: дары, украшения... В качестве бутылочки для смирны была использована мамина серёжка в виде капельки. Маленькая Дуняша пожертвовала свои ленточки. Горячо обсуждались проекты шапочек для путников. Сошлись на покрывалах на голову, схваченных разноцветными шнурами – как у кочевников. Ткани использовали парчовые, шёлковые – ведь волхвы по преданию, были царями, богатыми людьми.

Пастухи – народ простой; для их плащей был отдан мамин чёрный платок. На посохи мы разобрали салфетку из соломки. Царские – оклеили люрексом, а пастушеские дочь слегка обожгла на свечке. Получилась прекрасная имитация старого дерева! Можно также было бы использовать палочки для барбекю или суши.

Чтобы взяться за изготовления кукол, изображающих Святое семейство, я брала благословение.

Мы хотели сделать очень красиво, приготовили множество рюшей и кружев, серебряных тканей, голубых. Прикладывали, примеряли и поняли, что Богородица всё же не русская красавица, а Вифлеемская Дева, и такое смешение стилей внесёт путаницу, уведёт зрителей от главного. Оставили от всей роскоши только голубое шёлковое покрывало.

Можно в домашний вертеп просто поставить икону Рождества. Именно такие вертепы в дни Праздника появляются во многих храмах.

Вдохновлённые первым успехом, мы решили шагнуть дальше. Я стала искать информацию о том, какие тексты, какие куклы использовались в вертепной драме – народном традиционном кукольном представлении, рассказывающем о рождении Христа.

Оказывается, это действо живёт в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру, играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Сценой служил вместительный короб, в котором устраивали несколько этажей. Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и бережно хранили затем долгие годы.

За те годы, когда о Рождестве детям рассказывать было запрещено, традиция забылась. Помнили о ней разве что этнографы, фольклористы, которые нашли и даже издали старинные вертепные тексты.

Сейчас народный вертеп постепенно возвращается. И не только в наши дом, но и на сцену театров, даже в школах и детских садах его можно увидеть. Посмотрев несколько преставлений, сделав свой домашний, не игровой, вертеп, – мы задумались: а не выступить ли нам перед родными и друзьями?

Я видела много вертепов, но немногие оставили в душе светлое чувство. Цель вертепа – прославление Христа, общая радость от пришествия в мир долгожданного Спасителя. Увы, многие современные трактовки заглушают эту радость, делая акцент на трагических эпизодах (плач Рахили, смерть вифлеемских младенцев). Или слишком ярко инсценируют смерть Царя Ирода. Думаю, раньше по-другому относились к смерти и мысль о том, что все убиенные Иродом младенцы попадут в рай, была утешительна. Стоит передать зрителям это убеждение! Вертеп – не трагедия. Я считаю, что готовя такое представление, обязательно надо показать утешение Рахили, а смерть царя Ирода сыграть так, чтобы не вызывать у ребенка чувства жестокости или мести. Почему нам так радостна мысль о рождении Христа? Потому, что теперь мы все спасены.

В современных постановках много творчески освоенных авторами мотивов, придающих вертепу определённую окраску. Здесь можно увидеть два основных направления. Несущие православную идею «мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить» и театрально-фольклорную, в которой зачастую к действу вертепа примешиваются, гадания на Святки, кукла Петрушка и даже католические традиции. Зрители видят пёстрое собрание самых разным фольклорных А основная тема – весть о спасении мира – утрачивается. И это уводит зрителя, мешает ему пережить самостоятельно …

Характерно, что традиционной вертепной драме была свойственна особая, очень лаконичная пластика кукол. Она была обусловлена самим строением вертепного ящика: в днище которого для движения фигурок были прорезаны дугообразные щели. Только по этим «дорожкам» и могли передвигаться персонажи представления. Ни наклониться, ни спрятаться в угол, они не могли. Изрезать весь ящик путями для кукол невозможно, поэтому и фигур на «сцене» присутствовало только 2-3, ровно столько, сколько умещалось прорезей. Куклы плавно двигались по сцене, исполнители монотонно произносили текст драмы.

Задача мистериального действа не в изложении зрителю событий малоизвестных, как зачастую в светских пьесах, а, напротив, в символическом, знаковом изображении хорошо известного и усвоенного. Вертеп имеет два (иногда – три) этажа, символизирующих землю и небо. Персонажи общаются друг с другом опосредованно – через зрителей. Актёры-куклы произносят «в зал» не только монологи и самоопределения («Я – Смерть», «Я – царь»), но и диалоги ведут, лицом исключительно к зрителю.

Могут ли обычные люди: не специалисты, не актёры, не фольклористы, - самостоятельно подготовить вертепное представление?

Вот что пишет руководитель бродячего кукольного театра , Александр Греф:

«Вертеп, как театр мистериальный, строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для "публики", а для сопричастников.

Вертепное действо – символическое, играется в "простом" ящике, "простейшими" куклами – и с лёгкостью прощает огрехи постановки».

«Семейные театры играют вертеп органичнее профессиональных. Опыт говорит, что попытки профессиональных постановщиков разрушить "семейную" стилистику вертепа – разрушают и сам спектакль. То есть в вертепном действе дорога близость по любви между актёром и зрителем, возникшая ещё до представления, изначально существующая как атмосфера праздника. И в этом смысле вертеп – принципиально любительский театр». (см.: А. Греф «Вертеп. Современное состояние традиции»).

Что ж, нам, любителям, читать такое очень утешительно. Мы решились попробовать! Но прежде, чем взяться за дело, пришлось хорошенько обдумать множество деталей.

Возраст. С какими детьми и для каких играть вертеп? Артисты театра «Учёный медведь» своё представление рекомендуют детям от 4-х лет. Я считаю, всё индивидуально, но полная версия драмы может быть показана малышам не раньше 6-8 лет. А для 4-леток лучше начать со светлой вести Деве Марии от Ангела о рождении Спасителя мира.

Сценарий. Мы взяли простой сюжет: путь Святого Семейства в Вифлеем, явление ангела пастухам, странствие волхвов и, наконец, само Рождество. Закончили поклонением Христу, а в заключении, спели перед иконой Рождественский тропарь.

Тексты. Существуют старинные вертепные стихи, но традицию можно не только хранить, но и давать ей жизнь. Мы придумали слова сами. Думаю, что с каждым годом можно менять текст вертепа, в зависимости от возраста участников. Малышам – простые слова, тем, кто постарше – сложнее. Можно придумать вертеп в стихах, можно даже в песнях.

Музыка. Кстати, о песнях. Колядки, авторские песни о Рождестве Христовом очень украшают вертепное действо. Подбирать их надо, конечно, тоже учитывая особенности аудитории: возраст, мера понимания происходящего. Замечательно, если получается организовать живую музыку – гитару, флейту, металлофон. Чтобы тому, кто аккомпанирует, были видны ноты, придётся дополнительно продумать устройство пространства за сценой. Ведь ему нужен свет, а зрители видеть этот свет не должны.

Освещение. Традиционно вертеп освещался свечами. Для этого были даже предусмотрены специальные желобки. Но использование живого огня накладывает большую ответственность на участников представления. Сейчас можно купить электрические мигающие искусственные свечи. Возможно, это неплохой выход. Особенно, если вертеп играют также и дети.

Очень важно количеством света и подсветок не заглушить свет Вифлеемской Звезды. Кроме того, темнота и мерцание иногда настораживают и пугают детей, настраивают на зловещий или трагический лад.

Дети. Важно не увлечься режиссёрскими амбициями и вдумчиво оценить возможности и склонности актёров-детей. У всех разный характер: кто-то стесняется, кто-то рад выступить, а кто-то пока довольно мал и не может выступать. Но вот беда: сидеть спокойно в зрительном зале он тоже не может! Нужно каждому дать шанс поучаствовать, каждому найти дело по плечу. Это не обязательно будет вождение куклы. Пусть застенчивые заботятся о декорациях или освещении, бойкие – играют роли. Можно на первый раз дать роль без слов: овечек с удовольствием изображают все дети. Маленькой дочке мы дали в руки колокольчик и она звонила в него в момент появления Ангела. А сын наших друзей нашёл себя в повторении реплик персонажей. Вышло не по-детски глубоко и оригинально.

Мы осуществили мечту: сыграли вертеп! Трудно передать, как все были рады, как дома снова и снова пересказывали друг другу , как строили новые планы, вспоминали…

…Свет в зале выключен. Ярко освещена лишь картонная звезда Вифлеема. На неё глядят, постукивая картонными палочками, волхвы. На неё устремлены и горящие детские глаза. Я тоже не могу отвести взгляда и надеюсь, что когда-нибудь мои выросшие дети вспомнят её наивный свет. И эти тёплые лучи из прошлого помогут им твёрже шагать по дороге вслед за настоящей Звездой. Туда, куда все мы стремимся, – к Богу.

Рассказала Юлия Маневич.

Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: