Об авторе:

Любовь Качук, педагог

Обучение, как часть воспитательного процесса, обязано быть интересным. Оно должно держать высокую нравственную планку, при этом быть ярко эмоционально окрашено и высокоинтеллектуально. Оно должно отвечать потребностям человека, жаждущего познать окружающий мир, ищущего ответы на важные, волнующие вопросы. Обучение должно обращаться и к разуму, и к сердцу ребенка. Только тогда усилия педагогов и детей будут плодотворны и принесут радость и удовлетворение обеим сторонам…

Помните ли как в детстве вы, дошкольник, отвечали на вопрос взрослых: «Ты хочешь пойти в школу?»…

Ответ был очевиден… А среди сверстников и друзей помладше он даже не возникал. Семилетний друг на пороге поступления в школу воспринимался как человек зрелый, представитель уже другого мира, он пользовался огромным авторитетом, и сам гордился своим «предшкольным» состоянием. Школьная жизнь впоследствии могла обмануть ожидания, но «накануне школы» в школу хотели все.

Сегодня тот же вопрос у детей вызывает самую разную реакцию: от уверенного «да» до полного неприятия. Довольно часто можно услышать: «не знаю», или: «я уже учусь в школе» (без особого восторга). Причины такого изменения в отношении детей к школе понятны. Школа под влиянием запросов современного общества изменила свои требования к первоклассникам. Во многих случаях для поступления в первый класс ребенку уже требуется приличный багаж знаний. И родители, сами или, что чаще, прибегая к услугам той же школы или специальных курсов, начинают готовить ребенка к обучению за год-два, а то и за три до поступления в школу. Главной целью такой подготовки, и это открыто декларируется, является успешное прохождение собеседования или тестирования при зачислении в первый класс. Замечу, к слову, что и само обучение в большинстве школ, особенно в старших классах, направлено на подготовку к выпускным экзаменам, успешную сдачу ГИА и ЕГЭ, а не на приобретение знаний и навыков, необходимых для вдумчивого осознанного творческого и бережного освоения окружающего Божьего мира, жизненного пространства (духовного, гражданского, бытового, научного, социального, культурного, прикладного и т.д.)

В такой ситуации может ли школа и сам процесс обучения оставаться привлекательными и желанными?

Уверена, что обучение, как часть воспитательного процесса, обязано быть интересным. Оно должно держать высокую нравственную планку, при этом быть ярко эмоционально окрашено и высоко - интеллектуально. Оно должно отвечать потребностям человека, жаждущего познать окружающий мир, ищущего ответы на важные, волнующие вопросы. Обучение должно обращаться и к разуму, и к сердцу ребенка. Только тогда усилия педагогов и детей будут плодотворны и принесут радость и удовлетворение обеим сторонам.

Программа студийных занятий «Скоро в школу» в центре «Рождество» видит в пробуждении познавательного интереса в детях одну из важнейших своих целей. Некоторым опытом проведения наших занятий мне хотелось бы поделиться с заинтересованными родителями и коллегами.

Мы оставим за рамками нашего разговора вопрос о содержательной части обучения. Эта тема требует особого внимания: какую информацию и в каком объеме ребенок готов воспринять в своем возрасте, какие задания окажутся ему по силам на данном этапе психического развития. Известно, что пища должна быть по зубам, что костер горит ровно и жарко только на пригодных дровах… Мы же поговорим о формах и приемах подачи материала, имея в виду «сверхзадачу»- пробудить и поддерживать в детях интерес к познанию.

Говорят, что интересно заниматься тем делом, которое хорошо получается. Что же у ребенка получается лучше всего?

Я думаю, вы согласитесь, что конек детей – это игра. Огромное спасибо ей за то, что она существует! Какой необъятный простор открывает игра для общения, проявления своих сильных качеств, для ощущения себя частью команды, идущей к единой цели, для освоения целого мира, устроенного по строгим правилам и законам. И какой ошибкой было бы не воспользоваться этими возможностями! Игра – наш сильнейший союзник.

А.С.Макаренко: «Вся история отдельного человек как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу.

В чем же сходство игры и труда?

  • «в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли … Игра без усилия, игра без активной деятельности – всего плохая игра».
  • «игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство»
  • «некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе».

Если задаться целью, любое, даже самое серьезное и трудное, задание можно представить в виде игры. На наших занятиях используется очень широкий арсенал игр: подвижные, пальчиковые, с мячом и предметами, с карточками. Благодаря современным авторам и издательствам появилось множество игр настольных, которые решают дидактические задачи как бы исподволь, в форме ненавязчивой и увлекательной. И ведь никто не запрещает, используя готовый материал, установить собственные правила и направить игру на решение тех задач, которые вы считаете первоочередными.

Вот, к примеру, одна из простейших игровых ситуаций: «Мяч по кругу передавай…»,
а дальше – что угодно!
- Домашних животных называй
- По порядочку считай
- Действия на «С» подбирай
- Другу задачку задавай
- Что бывает синим вспоминай…
И дальше, дальше, дальше…

В разговоре об игре нельзя не упомянуть о роли педагога в ней. На него ложатся сразу несколько функций. Объяснить правила четко и понятно; следить за их соблюдением; зачастую быть ведущим; и самое главное – быть заводилой. Именно взрослый-заводила пробуждает азарт, стремление к успеху, ободряет и вселяет уверенность, пресекает упреки и насмешки, формирует командную общность, старание поддерживать и помогать друг другу. Иными словами, процентов 80 успеха игры в достижении ею учебных и воспитательных целей зависит от педагога или выступающего в той же роли родителя.

С.С Куломзина: «В играх развивается душевная жизнь ребенка, формируется личность, проявляются понемногу его таланты. Детская игра – это проявление творческой душевной жизни, вложенной в человека Богом. Дети, лишенные игры, останавливаются в своем духовном развитии».

«Во что вы играете? А можно и мне с вами?», этот вопрос движет каждым ребенком. Какое позитивное и многообещающее стремление навстречу! Помогите ему, примите его в свою игру. Только и сами играйте по-честному, пребывая не над игрой, а внутри нее. От взрослого требуется не имитация интереса, а искреннее сотрудничество с детьми. Может ли взрослый оказаться в ситуации проигрыша? Конечно, ведь это игра!

Один и тот же набор карточек с картинками из лото может пригодиться в самых разных ситуациях.

— Найди 2 предмета чем-либо похожих между собой. Это просто? Тогда попробуй вслепую, когда карточки повернуты картинкой вниз. (Что вы предложите, если вам попались ёжик и молоток?)
— Соедини оба слова (2 картинки) в одном предложении, да так, чтобы ситуация выглядела правдоподобной.
— Открывая по очереди картинки, придумываем рассказ. (Два слова к твоему предложению дают предыдущая картинка и открытая только что). Куда заведет нас сюжет?

После предварительного подбора картинок взрослым можно:
— Подбирать слова в рифму;
— Искать слова с определенным звуком;
— Делить слова по количеству слогов;
— Составлять множества (и подмножества, и множества пересекающиеся);
— Подбирать слова к звуковым схемам и наоборот … и т.д. и т.п.

Д.Б.Эльконин: «Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность».

Поддерживайте живое течение игры, не давайте ей надоесть, стать неинтересной, зачахнуть. Игра же сделает легким и радостным тяжкий, порою, труд по запоминанию, анализу, активизации словарного запаса, вычислению, поможет она и во многом-многом другом.

Какое еще дело получается у детей легко, естественно, свободно? Они с удовольствием слушают, смотрят, а, если предоставляется возможность, то и разыгрывают, сказки. Нам показалось это удивительным, но даже самые «малышовые» сказки, к примеру, про Репку и Колобка, ребята 5-6 лет слушают, раскрыв рот и затаив дыхание. Истории же про лесных жителей, путешествие Ивана-царевича, королевские балы с принцами и принцессами захватывают их с головой. Ребята охотно проживают сюжет, помогают героям, предлагают варианты выхода из затруднений.

Сухомлинский : «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка — это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства».

Сказка – очень действенный помощник в решении различных учебных задач. Она может:

  • подвести к открытию нового знания,
  • li>создать ситуацию применения уже накопленного опыта,
  • связать воедино знания из различных областей,
  • напомнить порядок действий и ход решения в похожих ситуациях.

На наших занятиях мы используем сказочные сюжеты довольно часто: и в обучении чтению, и в знакомстве с математическими понятиями, и в заданиях по развитию речи.

Как «Колобок» помогал нам закреплять пространственные понятия. «Жили-были старик со старухой… Поставь избушку на стол; справа от избушки поставь скамейку; Бабку поставь между домиком и скамейкой; а Деда перед избушкой. Вот как-то старик и говорит…» и далее по тексту. На столе постепенно появляются деревья, пенек, все герои сказки, наглядно иллюстрируя путешествие самонадеянного Колобка и решая попутно еще кое-какие задачи.

Сказочный покров не вызывает у ребят настороженности, недоверия, опасения чего-то не понять или ошибиться. То есть сказка своей «волшебной» силой помогает преодолеть и психологические проблемы, если таковые имеются, укрепить доверительные отношения в связке «Учитель - ученик». Кем же становится педагог, беря в руки такой инструмент, как сказка? Он становится сказочником. Он обязан рассказать историю так, чтобы она вызвала сочувствие, взволновала, пробудила стремление войти в эту сказку. Однако педагог не выпускает из виду и методическую составляющую: в сказке должна скрываться проблемная ситуация. Она заставит работать мысль, призовет разум на помощь взволнованному сердцу.

Вообще, создание проблемной ситуации – один из сильнейших мотиваторов в пробуждении интереса, особенно в ребенке.

Сухомлинский: «Чувство удивления — могучий источник желания знать».

Вопрос, если он действительно важен для ребенка, не дает покоя, пока на него не будет найден наиболее, полный, логичный, понятный, одним словом, исчерпывающий ответ. Он будет тревожить и бередить сознание. И педагогу надо всего лишь направить ищущую пытливую детскую мысль. А это, согласитесь, гораздо приятнее, чем «тащить» ребенка за собой по пути правильного решения, пытаясь удержать его ускользающее внимание. Да и сомнительно, чтобы решение, данное в готовом виде, а не открытое самостоятельно, запомнилось надолго, то есть, было присвоено. Опыт наших занятий показывает, что успешной, запоминающейся, вдохновляющей бывает только та встреча, где состоялось открытие, где волнующая проблема нашла свое решение. Мой преподаватель в институте призывал: «Старайтесь в каждом уроке раскопать проблему! Это поможет вам!». Опыт работы в школе и с ребятами-дошкольниками раз за разом подтверждает правоту его слов.

С поиском ответа на волнующий вопрос тесно связано еще одно излюбленное детское занятие – разгадывание загадок. Вам нужно привлечь, удержать, быстро переключить внимание маленьких учеников? Загадайте загадку! Работа мысли заставит притихнуть, сосредоточиться, сделает повторяющееся из урока в урок действие новым, неожиданным, увлекательным. Называем слово, пишем слово, повторяем начертание букв и цифр, вспоминаем названия геометрических фигур? Нет… Мы разгадываем загадки! За годы работы в студии у меня сложилось впечатление, что загадки сами так и «лезут» в наши занятия. Мы не противимся и пускаем их, потому что с ними легко и весело. Мы используем загадки самые разные: от простейших, с малышами, когда рифма и первый звук подсказывают ответ, до, довольно сложных, привлекающих образное и аналитическое мышление. Очень полюбилась нашим педагогам и ребятам работа с ребусами, кроссвордами, загадками в картинках. Причем оказалось, кто бы мог подумать, что загадывать загадки не менее интересно, чем отгадывать их. А ведь в хорошей загадке нередко заложен и юмор, и игра слов, и замечательная глубина и красота родного языка. Мы взяли загадку в союзники и ни на минуту не разочаровались в этом.

Возвращаясь к вопросу о том, что же нашим детям удается лучше всего, вспомним, что действия руками для них гораздо привлекательнее слушания и даже наблюдения. Перефразируя известную поговорку, скажем, что ребенку лучше один раз сделать самому, чем сто раз увидеть. Вообще, предметная деятельность весь дошкольный период играет в жизни ребенка очень важную роль.

Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».

Тактильные ощущения остаются в памяти яркими и прочными. Это надежный фундамент для формирования понятий даже очень сложных и отвлеченных. Звук, оказывается, можно «подержать в руках», воспроизвести его мягкость или твердость, слово и число можно сложить из отдельных элементов… А уж объем, размер, форму, массу как же иначе и представить, если не через действия руками! Руки – замечательные помощники детей, они так и стремятся все исследовать и проверить. Это стремление на занятиях приходится даже ограничивать правилами. Но тем организованнее, точнее и плодотворнее действуют детские руки в границах этих правил, помогая уточнять, проверять, подтверждать совершаемые открытия.

А вот еще одно любимое детское занятие: их хлебом не корми, дай посмеяться и подурачиться. Стоит ли пускать смех на занятия? Да-да-да! Причем, отворите для него двери пошире! Как исправить ошибку и больше не повторять ее? Попробуем довести ее до абсурда. Звук мягкий, а не твердый – произнесем мягко, послушаем, что получится; пропустили мягкий знак – прочитаем так, как написано; ошиблись в вычислении – представим, как это выглядело на самом деле. Вы смеетесь? Отлично! Ведь это смех не над тем, кто ошибся, он, кстати, во всю смеется вместе с нами, это смех над самой ошибкой, над ее несуразностью, странностью, неправильностью. Именно этим она запоминается и помогает проверить свою работу в следующий раз. Добрый подтрунивающий смех помогает быстрее запомнить образ букв и цифр, в строчке графической работы отметить наиболее удавшиеся элементы, верно найти ударение в слове и т.д..

Смех – отличная эмоциональная разрядка, способ снять напряжение, зажатость, избавиться от страха допустить промах, и, кроме того, это багаж веселых минут, пережитых вместе с однокашниками и педагогом.

Итак, если верно, что интерес вызывает дело, которое хорошо получается, то присмотритесь внимательнее к своему малышу. Он подскажет вам, какие сильные качества его характера, особенности восприятия, памяти, мышления вы сможете использовать наиболее плодотворно в радостном и увлекательном процессе обучения. Ведь не стоит забывать и о следующем звене цепочки: интересному делу отдаешься с большим терпением, вниманием и старанием... А чем больше стараешься, тем лучше получается, а то, что получается хорошо… Ну, дальше вы сами знаете!


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: