Об авторе:

Анна Ключникова, психолог

Татьяна Трофимова, журналист, автор статей

О том, как проходят занятия по куклотерапии в семейном центре «Рождество», и в чем секрет их коррекционного эффекта, рассказала ведущая занятий, практикующий врач-психотерапевт Анна Ключникова.

— Анна, расскажите, пожалуйста, про саму методику. Почему вы ее выбрали?

— Я считаю, Куклотерапию одной из самых эффективных методик при работе с особенностями детского поведения и детско - родительских отношений. На занятиях ребенок не подозревает, что проходит курс терапии, он играет, фантазирует, учится быть актером, погружается в сказку, ищет выходы из предложенных ему ситуаций и самостоятельно или с помощью близких людей он находит те оптимальные решения, которые сохраняются в его памяти, в его опыте.

Погружаясь в сказку и игру, каждый ребенок, решает и отрабатывает свои индивидуальные задачи, совершает свои удивительные открытия, учится взаимодействовать в группе, принимать и помогать ближнему, быть терпеливым и терпимым, знакомится с миром чувств и подвигов, что в дальнейшем дает ему возможность быть гармоничным, лучше чувствовать самого себя и окружающих.

Ребенок постепенно превращает недостатки в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.

У ребенка появляется опыт позитивного, гармоничного поведения, которым он всегда может воспользоваться. Ведь ребенку приходится сталкиваться с большим количеством ситуаций каждую минуту, и иногда он бывает в нерешительности от того, что не понимает, как ему сейчас действовать. Благодаря куклотерапии в его сознании формируется чувство уважения к себе и окружающим, вера в себя. Основываясь на этих чувствах, ребенку проще принимать решения, следовать своей совести.

В работе – игре у ребенка появляются некие готовые решения непростых ситуаций, встречающихся на пути, как правило, дети охотно пользуются полученным опытом в реальной жизни.

— В процессе занятий с ребенком должны играть его родители, или педагог?

— Мы воспринимаем эту методику не только как методику драматической психоэлевации о которых говорили авторы и разработчики Г.Я. Медведева и Т.Л. Шишова, но и как семейную терапию. Т.к. проблема или сложность одного из членов семьи, не может не отразится на других, и, соответственно, изменения одного из участников, должны подтягивать за собой и изменения других участников семейной системы.

Поэтому на занятиях всегда присутствуют люди, близкие ребенку: мама или папа, а лучше, когда они вместе проживают те этюды, сказочные истории, которые рождаются в рамках домашнего задания.

Одной из наших целей, является донесение до родителей новых возможностей позитивного взаимодействия со своими детьми, сохраняя при этом баланс мягкости и строгости, чувство взаимной радости от общения.

Ведущими и направляющими являются педагоги, но работа остается за семьей. И от включенности, искренности и вовлеченности родителей всегда зависит успех.

— А если те решения, которые предлагает ребенок, демонстрируют агрессию, негатив, или другие отрицательные эмоции? Как происходит корректирующее воздействие в игре?

— Мы проигрываем терапевтические этюды. И если у ребенка в поведении есть традиционный способ негативного взаимодействия с миром, мы идем на шаг впереди него. Мы стараемся превращать негативные стороны его поведения в позитивные, возвеличиваем его личность, верим в него авансом. Например, у нас есть ребенок, который не умеет делиться, жадничает. Это качество мы переводим в его позитивную ипостась. В результате ребенок начинает верить в себя, чувствовать себя уже бережливым. Когда ребенок начинает относиться к себе самому с любовью и уважением, происходит перерождение. Ему уже не надо защищаться, он действует из уважения к себе, из знания о себе, которое получил, быть может, авансом.

То же самое и с агрессией. Ведь агрессия — это, как один из вариантов, оборотная сторона страхов. А страх мы переводим в осторожность, учим ребенка быть смелым и отважным, добрым и сильным, укрепляем его в этом, отмечая, что иногда можно быть внимательным и осторожным.

Занятия разбиваются на несколько этапов, и у ребенка в руках появляется кукольный персонаж, который всегда на высоте. Он отождествляется с лучшими качествами ребенка. Он находит выход из сложных ситуаций, он сообразителен, ловок, милосерден, доброжелателен. Потом задачи расширяются, и из простых житейских условий персонаж попадает в сказочный мир, где события все более сложны, а подвиги его все более значительны. Идет возвеличивание души ребенка, рост уверенности в себе.

Так же появляется маленькая собачка, щенок, хозяином которого становится ребенок. Именно эта собачка наделяется негативными качествами ребенка, которые ему присущи. Сходство щенка и ребенка мы держим в тайне. Собачка может быть капризной, непослушной, жадной, вредной и так далее, а ребенок всегда найдет возможность помочь и поддержать! Собачку играет мама, а ребенок всегда играет хозяина. Идет подмена. И наступает такой важный и интересный момент, когда ребенок начинает воспитывать собачку: он учит ее уму-разуму, мотивирует ее на изменение поведения. Находит сам решения, как это сделать. Получается, что ребенок воспитывает сам себя. И в этот момент он понимает, что может чувствовать родитель, когда сталкивается с его негативными проявлениями. Это хороший мостик для лучшего понимания близких. А с другой стороны, когда ребенок отходит на шаг от событий своей жизни, смотрит на них со стороны, он уже может дать объективную оценку, что такое поведение нежелательно, неприятно, и в игре воспитывает сам себя.

— Дети какого возраста хорошо поддаются коррекции с помощью этой методики?

— Сейчас мы работаем с возрастным диапазоном от пяти до девяти лет. Конечно, мы подбираем детей, близких по возрасту. Интересно, что девятилетние идут на такую игру с огромным удовольствием. Несмотря на то, что они находятся на рубеже перехода от детского, чистого, игрового восприятия мира к этапу социализации и большей включенности в жизнь, лучшего понимания событий, отношений. Но какая-то их часть еще остается в детском прекрасном игровом пространстве. И девять лет — это хорошее время чтобы отыграть какие-то важные моменты, прожить их, чтобы научиться справляться с собой и миром на пороге подросткового возраста.


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: