Об авторе:

Татьяна Львовна Шишова, психолог, педагог, создатель, в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой, оригинальной методики психологической коррекции «Куклотерапия»

Предлагаем вашему вниманию статью Татьяны Львовны Шишовой

У мамы Вити накопилась к нему масса претензий. Но главная сводилась к тому, что Витя похож на сонную муху.

Энергичных женщин часто раздражают близкие, которые по сравнению с ними кажутся медлительными и даже апатичными. Однако раздражением можно добиться только обратного эффекта. Разнервничавшись, нерасторопный человек еще больше затормозится, а то и вовсе впадет в прострацию.

Защитное торможение - реакция, широко распространенная в животном мире. Когда убежать от опасности невозможно, многие живые существа впадают в состояние ступора и даже... засыпают. Для флегматичного, медлительного ребенка гнев мамы и ужас от того, что они куда-то опаздывают, вполне сопоставимы с такой грозной опасностью.

Пытаться заставить медлительного ребенка "пошевеливаться" при помощи криков, шлепков и угроз бессмысленно. Дело может кончиться тем, что он не только в критические моменты, а и вообще всегда будет вялым, сонным и безынициативным.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЕНЬКИМ КОПУШАМ?

Прежде всего, нужно ослабить напор. Это трудно, но иначе ничего не получится. Пытаться в корне переделать человека не стоит. Сил потратите уйму, а добьетесь только того, что у сына расшатаются нервы. Может кончиться и вовсе печально: ребенок от перенапряжения начнет заикаться или мочиться в постель.

Не сравнивайте ребенка с собой, как делала Витина мама. Это вызовет только обоюдную досаду и разочарование. Лучше облегчить медлительному ребенку жизнь и одновременно возвысить, элевировать медлительность до обстоятельности. То есть недостаток поднять до уровня достоинства.

У медлительных детей часто бывает плохая моторика. В этом случае необходимо заняться ее развитием. Этим занимаются нейропсихологи и дефектологи. Полезно нанизывать на нитку бусы, ягоды рябины, бисер; складывать мозаику, лепить, вышивать и т.п. Если малыш будет от чего-либо отказываться, значит, ему трудно выполнить задание. Тогда выполните львиную долю трудного задания сами, побуждая ребенка хоть немножко помочь вам. Но при этом создавайте у него иллюзию, будто бы вы все делаете вместе. Когда он включится в совместную деятельность, постепенно поручайте ему все больший участок работы, неустанно его подбадривая.

Позаботьтесь о том, чтобы одежда ребенка была максимально лишена пуговиц, завязок, - всего того, с чем ему справляться трудновато.

Не волнуйтесь, завязывать шнурки он все равно научится. Это не самое главное. Главное, чтобы вспоминая детство, он не леденел, мысленно слыша ваши раздраженные окрики.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Медлительного ребенка следует чаще вовлекать в подвижные игры. На первом этапе, пока он не освоил игру, ему лучше играть с взрослыми, которые должны создавать у него ощущение успешности.

Для психологической подготовки к школе полезно развивать в игре навыки быстрых ответов. Например: "Что бывает красным (пушистым, железным и проч.)? Или: "Что растет в саду (лесу, огороде, тундре)?»

Когда ваш ребенок уже не будет затрудняться с ответами, начните играть на время. Только не поднимайте планку слишком высоко, иначе ребенок начнет проигрывать, разнервничается и откажется от игры.

Овладев и этими премудростями, перейдите к новому этапу: теперь игра будет вестись с мячом. Нерасторопному ребенку придется совершать сразу два действия: отвечать и ловить мячик. Причем отвечать без подготовки. Эта игра хороша еще и тем, что кроме полезной психотренировки ребенок незаметно отрабатывает ответы на вопросы, которые ему могут задать при поступлении в школу.

Прекрасно подходит для развития ловкости и координации действий и известная детская игра с мячом в "съедобное - несъедобное", когда, бросая мяч, вы называете предмет, а ребенок определяет, съедобный этот предмет или нет. И задает такую же задачку вам.

Можно играть "в слова" (следующее слово начинается с последней буквы предыдущего: "мама"-"абрикос"-"сено"-"орел"). С ребятами 8-12 лет - "в города" (правила аналогичны). Идти следует от простого к сложному: сперва просто игра, затем игра с мячом, затем без мяча, но с какими-то дополнительными действиями типа хлопков, наклонов и т.п.

РЕЖИМ ДНЯ

Поскольку у копуш уходит больше моральных и физических сил на действия, которые расторопным людям даются без труда, им надо чаще давать отдохнуть. Не нагружайте медлительного ребенка дополнительными занятиями. Не ориентируйтесь на его сверстников. У них другой темперамент, другая степень выносливости.

Если вы куда-то собираетесь с ребенком, начинайте сборы заранее. Не требуйте, чтобы он обязательно одевался сам. Дети часто нервничают перед "выходом в свет".

Медлительным детям чрезвычайно тяжело бывает собираться по утрам. Сонные, не выспавшиеся, они не хотят в сад или в школу, отнимающие у них столько сил. В эти минуты им особенно нужна поддержка близких, а ее-то как раз и нет.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТ - ОДИН ОТРЕЖЕТ

Если родные учитывают особенности медлительного ребенка, он постепенно адаптируется к жизни. Но важно видеть в его особенностях и положительные стороны.

Поэтому внушайте ему и себе, что он не медлительный, а обстоятельный. Семь раз отмерит, один отрежет. Торопыжки же спешат, и многое у них получается тяп-ляп.

Короче говоря, побольше иллюстрируйте поговорку "поспешишь - людей насмешишь" наглядными примерами, но при этом не забывайте тактично помогать медлительному ребенку. И вы скоро убедитесь в том, что тише едешь - действительно дальше будешь.


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: