Об авторе:

Галина Зегебарт,

Предлагаем вашему вниманию статью Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения»

Предлагаем вашему вниманию статью Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения»

Чтение является фундаментом образования. В самом деле, большинство информации мы получаем в виде текстов. Следовательно, чтобы ее воспринимать, необходимо не только быстро и свободно читать (владеть техникой чтения), но и уметь воспринимать смысл прочитанного.

Техническая сторона — это способ, скорость и правильность чтения. Под содержательной, или смысловой стороной, подразумевается понимание смысла текста. Главное в этой связке — именно понимание. Техническая же сторона, являясь неотъемлемой составляющей чтения, подчиняется первой и обслуживает ее.

Практика работы показывает, что ученик, читающий медленно, по слогам, хуже понимает прочитанное, в отличие от быстро читающего сверстника. Ведь если процесс чтения автоматизирован, то человек не занят «складыванием» букв в слоги, слоги  - в слова, а слов – в предложение. При определенном уровне технического навыка, у него появляется возможность непосредственно в процессе чтения переходить к смысловой стороне - анализировать читаемое,
В школе ребенок черпает знания в первую очередь из книг. Именно поэтому для использования чтения в качестве инструмента получения информации необходимо, чтобы сам процесс чтения стал навыком. Это значит, что техническая сторона чтения должна быть доведена до автоматизма уже к концу первого класса. Работая над этой проблемой следует иметь в виду, что она зависит от множества параметров: важно, насколько развиты у ребенка память (зрительная, слуховая, механическая), внимание, мышление, и даже степень развития мышц лица и языка, задействованных при артикуляции - логопедические навыки ребенка существенным образом влияют на скорость и качество чтения.

Занимаясь обучением чтению, необходимо учесть, что современные ученики начальной школы не все имеют соответствующий возрасту уровень подготовки. Порою отставание составляет 1 – 2 года. Но каждому возрасту ребенка соответствует конкретный набор знаний, умений и возможностей. И в первую очередь они зависят от сформированности психических функций ребенка. Программы школы рассчитаны на детей в норме. Неготовность большинства детей к восприятию стандартных программ начальной школы объясняет их отставание в обучении чтению даже при формировании элементарных технических навыков. Это существенно тормозит, а порой делает невозможным, переход в дальнейшем к важнейшей составляющей обучения - понятийному чтению. Без него многим детям на протяжении последующих лет потребуется активная помощь психолога и дефектолога В обычных классах общеобразовательных школ все чаще стали появляться дети с диагнозами «гиперактивность» и «сверхвозбудимость», которые способствуют расстройству восприятия, внимания, памяти и мышления. Они же влекут за собой и столь распространенную беду как невозможность быстрого переключения ребенка с одного вида деятельности на другой. В наибольшей степени все вышеперечисленные проблемы проявляются в начальной школе в виде нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия), при которых дети не могут выразить пережитого и даже осмысленного внутри себя события в виде связной речи – сказывается оскудение словарного запаса, отсутствие словесно – логическое и абстрактное мышление, навыков построения предложений. У учеников с такими проявлениями резко снижается учебная мотивация и возникают трудности поведенческого характера.

Исследования показывают, что, начиная с 1934 года, количество учащихся начальных классов общеобразовательной школы с затруднениями подобного рода выросло с 8,7% до 70 % и продолжает неуклонно увеличиваться.

Упущенные возможности развития ребенка в младшей школе не способствуют полноценному продолжению образования в средней – сказывается отсутствие базовых знаний и умений.

В школе программы столь насыщены, что в учебных планах времени на коррекционную работу, как правило, не хватает. Поэтому базовые функции следует начать формировать еще в дошкольный период. И делать это следует не на базе стандартных методик, используемых в детских садах - в большинстве своем они не учитывают несоответствие детей их биологическому возрасту. Прежде всего, это должны быть комплексные игровые коррекционное – развивающие программы, направленные в первую очередь на компенсацию у дошкольников упомянутого дефекта. Их комплексное взаимодействие основано на результатах новейших исследований в области работы мозга и детской психологии. Например, доказано, что для дошкольников важнейшее значение имеет развитие телесных навыков, т.е. ловкость. Именно умение управлять своим телом не только влечет за собой развитие таких психических функций как речь, память, восприятие, саморегуляция, но и координирует работу обоих полушарий мозга. Интеграция работы мозга и тела – залог успешного обучения ребенка в любом возрасте. Именно поэтому подобные методики предусматривают ежедневные комплексы кинезиологической гимнастики и введение задач по конструированию, которые пробуждают у детей глубокие мыслительные процессы, что ускоряет формирование базовых функций для развития навыков чтения и письма.

Составной частью одной из таких комплексных методик являются коррекционно – развивающие игры технологии «Учение без мучения». Один из основных элементов методики — кинезиологические упражнения, которые приводят к синхронизация работы рук и речи.

Основные задачи методики «Учение без мучения» - активизация природной грамотности детей за счет создания образа правильного слова, расширение словарного запаса, коррекция дисграфии, развитие речи и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам. Следствием этих процессов является развитие учебной мотивации и формирование устойчивых учебных навыков на фоне снижения негативных эмоций.

Методика работы с материалами серии базируется на использовании во время занятий русским языком средств условной (знаковой) наглядности (схемы, опорные сигналы, карточки) с обратной связью, что дает возможность самостоятельного контроля непосредственно самим ребёнком правильности выполнения практического задания на любом его этапе.

Достигаемая за счет работы с раздаточным материалом дополнительная активизация базовых анализаторов (зрительного и сенсорного), а также дробление общего информационного потока по заданной теме на отдельные составляющие, связь раздаточного материала с практической деятельностью детей и введение в процесс обучения элементов игры и кинезиологических упражнений облегчают переход и преобразование наглядного мышления в конкретно – и абстрактно – понятийные, создавая благоприятные условия для развития наблюдательности, восприятия и мышления, способствуют длительному сохранению в памяти учебного материала. Все вышеперечисленные предпосылки существенно облегчают процесс усвоения программного материала. 

Главный итог работы с разработанными играми и лингвистическими упражнениями – активизация умственной деятельности детей в целом. За счет этого они постепенно учатся учиться. Практические и, что очень важно, достигаемые в короткие сроки успехи в школе становятся очевидны и окружающим, за счёт чего резко поднимается самооценка детей, в особенности ранее считавшихся неуспешными.

Апробация материалов серии началась еще в 2004 году на базе центра детского развития «Радинец» г. Москвы. На протяжении 2008–2014 гг. работа продолжилась совместно с ЦО «Лицей “Столичный”», ГОУ СОШ СВУО № 1038, ГБОУ СОШ ЮАО № 496, МОУ СОШ № 75 городского округа Черноголовка, а также с АНО ДО «Школа Монтессори «Елиса» г. Мытищи.

В настоящее время предлагаемые игры широко используются совместно с опубликованным ранее изданиями «Учение без мучения. Не просто лабиринты. Выпуски 1, 2», «Волшебные обводилки», «Коррекция дисграфии», «Безударные гласные для 2, 3 и 4 классов» и блока «Чтение» психологами, логопедами, учителями начальной школы и родителями в школах г. Москвы, Московской и Владимирской обл., КМВ и г. Сочи.

К сведению родителей:

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОТВЕТИТЬ РЕБЕНОК ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1-Й КЛАСС

  • Какие времена года ты знаешь
  • Сколько месяцев в году
  • С какого месяца начинается год
  • Какой последний месяц года
  • Как называется второй, пятый, третий и т.д. месяц года
  • Какие месяцы зимние, летние, весенние, осенние
  • Сегодня – понедельник. Какой день недели будет завтра, какой был вчера (аналогичные вопросы касаются и чисел месяца)
  • Сколько дней в неделе
  • Как называются дни недели
  • Как называются выходные дни
  • Какой первый день недели
  • Какой день недели последний
  • Как называются второй, четвертый и т.д. дни недели
  • Сколько дней в месяце
  • Сколько недель в месяце
  • Какой месяц самый короткий
  • На какие части делятся сутки
  • Как тебя зовут (полное имя, отчество и фамилия)
  • Как зовут членов твоей семьи (полное имя, отчество и фамилия)
  • Где ты живешь (полный адрес)
  • Знаешь ли ты свой домашний телефон
  • Где работает твоя мама
  • Кем она работает (аналогичные вопросы о папе)
  • Чем ты любишь заниматься
  • Каких писателей и поэтов ты знаешь

Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: