Об авторе:

Ирина Ахундова, Фонд Андрея Первозванного

Интервью с Анастасией Алексеевной Абрамовой

- Анастасия Алексеевна, 10 марта 2016 г. в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, возглавил заседание комиссии, на котором сказал о том, что семья – это основа общества, опора государства, человеческий фундамент Церкви. По его словам, очень важными задачами являются подготовка к браку и организация на приходах семейных клубов и родительских центров.

 - 2 февраля 2011 года на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал создавать на приходах «семейные… и детские клубы, кружки и досуговые центры, школы молодых семей», подчеркнув значение этой работы для усиления миссионерской деятельности Церкви. Этой теме был посвящен мой доклад на Рождественских чтениях. На прошедшей в рамках чтений секции «Семейное душепопечение на приходах: формы, подходы, опыт» я выступила с докладом «Семейные центры и клубы как перспективная модель духовно-нравственного просветительства в сопровождении семьи». В основе доклада были научные исследования в области культурных миров современного родительства и 25-летний опыт работы Центра «Рождество» – одного из старейших родительских сообществ России. Я представила модель семейного клуба как одну из сложившихся эффективных возможностей объединения родителей с детьми. Сегодня многие священники на приходах не жалеют сил, жизнь свою кладут для того чтобы обнять семью, чтобы она освоилась на приходе, стала жить, расцветать, расти. Я стараюсь избегать выражения «работа с семьей». Оно уводит в сторону «экспертократии», будто бы семья без руководства «сверху», без участия эксперта в области семейной психологии и педагогики несостоятельна и беспомощна. Это не так. Будем говорить о «взаимодействии с семьей», о выстраивании отношений с семьей, создании пространства совместной жизни.

- Какие наиболее типичные сложившиеся формы и практики взаимодействия с семьями сегодня существуют на приходах?

- Во-первых, это занятия с детьми в воскресной школе. Пока дети занимаются, их родители или общаются за чаем, или посещают вероучительные дисциплины, катехизаторские беседы для взрослых. Вторым хорошо известным способом взаимодействия со всей семьей являются совместные праздники и паломнические поездки. Отцы-настоятели говорят, что это самые распространенные практики. Они, конечно, очень важны и ценны. Но я хочу рассказать об опыте, который выходит за привычные рамки катехизации с помощью преподавания детям и взрослым вероучительных дисциплин. Он раздвигает эти рамки, привлекая в храм такие семьи, которые поначалу были готовы лишь прийти исключительно для крещения младенца. Многие священники рассказывают об этом так: «Вот, молодая семья пришла крестить младенца. Мы провели беседу, хорошо поговорили, тепло всё получилось. Они смиренно выслушали, улыбались. Потом пришли, крестили, на следующий день причастили ребенка и… ушли». Но батюшки в регионах говорят и об ином опыте общения с такими родителями: «И тут вдруг моя матушка разговорилась с матерью про что-то свое, материнское, про то, как лечить, какие первые игрушки давать, какие фильмы смотрят старшие дети. И говорит: «Слушайте, а приходите чаю попить! Давайте всё за чаем обсудим? У нас много тем общих…» И – мостик построен, дорожка проложена. Придут снова – сначала побеседовать за чаем, а там, глядишь и, шаг за шагом, в храм.

- Согласна, что обычное чаепитие способно захожанина превратить в прихожанина. Когда в храме Пантелеимона Целителя меня начали приглашать на трапезу, я перезнакомилась с половиной прихода, сроднилась с ним.

- За чаем родителям всегда есть, что обсудить. Эти темы, конечно, напрямую не связаны с вероучением, но именно они притягивают семьи друг к другу, задают начало общению. Вроде бы в центре внимания – вопросы психолого-педагогические, вопросы культурной жизни семьи, вопросы оздоровления, воспитания: что читаем, какие игрушки берем в семью, а какие ни в коем случае, какие фильмы смотрим… Но если в основе такого общения – вектор Христоцентрический, то семьи начинают воцерковляться. Мало-помалу в храме складывается активно действующее православное родительское сообщество.

- На Рождественских чтениях отец Дмитрий Смирнов сказал, что семейный клуб – это возможность создать насыщенную жизнь, которая будет притягивать детей, которая станет альтернативой масс-медийной среде.

- Это очень важное замечание отца Дмитрия. Но родительское сообщество на приходе – это ещё и формирование культуры родительства, и путь к воцерковлению семей… через вот такую «манную кашу»: разговоры об оздоровлении, воспитании, о прочих важных для семьи вопросах жизни. И от этой «манной каши», сваренной на простых житейских, казалось бы, но важных жизненных зернах, можно и до воды живой дойти; да, всё это, собственно, и питается водой живой, эти зерна ею поливаются. В Евангелии от Иоанна сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (7:38).

Взгляд на родительство из пространства семейных клубов

 - На радио, телеэкранах, в печатных и электронных СМИ семья сейчас нередко предстает неким врагом ребёнка. Мы слышим про травмы детства и травмы рождения, о насилии в семье, о том, что все проблемы идут из семьи, слышим про гипо- или гипер-опекающих матерей и неадекватных отцов-педофилов… Неужели все так страшно на самом деле?

- Конечно, не все. Вот, например, взгляд человека на родительство из пространства семейных клубов. Оглядевшись, он видит невероятно красивое время – расцвет родительства и материнства, настоящий Ренессанс. Опытный человек, работающий с родителями, говорит, что в городах России процветают родительские искусства, огромное количество разнообразных практик, интересных методик, домашних, семейных наработок. Он знает множество прекрасных ярких имен, чудесные родительские сообщества и клубы. И не знает, сколько сейчас мам и пап, которые только набирают родительский потенциал… «Они приглашают более опытных, устраивают встречи. Как они прекрасны! Как движущиеся звезды! За каждой такой увлеченной мамой, за каждым таким увлеченным отцом идет роскошный след. Щедрый, богатый. Это целая эпоха, это родительство в силах, свидетельствуйте его!»

Автор этих восторженных слов говорит о своём опыте наблюдения за родителями с определённого ракурса. Он видит родителей на приходах, в которых рождаемость, как в Бангладеш. Он знаком с родительскими сообществами, в которых аккумулируется сильнейший родительский потенциал. Но глядя на нашу прессу и СМИ, мы подумаем: «Это, наверное, какой-то сумасшедший говорит».

 - Что же такое «семейный клуб»?

 - Семейные клубы и родительские сообщества – это одна из первых, одна из самых ранних гражданских консолидирующих инициатив. Она возникла в 1990-е годы ХХ века. Сейчас на дворе 2016 год. За эти годы многие из возникших тогда и выдержавших испытание временем семейных центров и клубов наработали опыт, которым можно делиться. При этом желательно смотреть на этот опыт глазами христианина. Нужно анализировать, тщательно взвешивать, что-то отбирать, что-то отсеивать, чтобы привнести все самое ценное и в наши семьи, и в наши приходы. Многие исследователи (социологи, философы, культурологи, психологи), говоря о родительских сообществах, отмечают, что сегодня в России отношение к детям – это одна из немногих сфер общественной жизни, в которой рождаются принципиально новые тенденции, удивительные практики, родительские инициативы. Жизнь там кипит. В таких родительских сообществах умножаются многодетные семьи. Там растут дети, которые видят и своих, и чужих мам то беременными, то кормящими. О том, что в стране, оказывается, демографический кризис, эти дети узнают с изумлением.

 - На приходе, где я сейчас духовно окомляюсь, есть воскресная школа, но нет семейного клуба. Вы много лет работаете в общественной организации «Рождество». Расскажите о ней, пожалуйста. Каковы основные направления вашей работы?

- Центр для детей и родителей «Рождество» стал одним из основоположников в России такой формы самоорганизации родителей, как семейный клуб. Центр «Рождество» – это светская общественная организация, которая является разработчиком целого ряда программ по формированию культуры семьи и родительства, по духовно-нравственному воспитанию детей. Одна из основных программ называется «Введение в традицию». В понимание традиции вкладывается христианский смысл, т.е. имеется в виду духовная традиция Православия. Поэтому семейный клуб, по сути, выполняет роль буфера между пространством социума и храмом. Сюда приходят родители, которые, возможно, и не задумываются о воцерковлении, но получая здесь родительскую «манную кашу», они потихонечку начинают выстраивать христианский вектор жизни.

Программа «Введение в традицию» получила гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Одобрено». Она предлагает методики организации студийных занятий для родителей с детьми от полутора до 8 лет. Через совместные игры, сказки, рукоделие, беседы, подготовку к праздникам православного календаря у родителей и детей закладываются представления о человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром в русской семейно-бытовой, историко-культурной и духовной традиции. Важно, что эти представления связываются с живым опытом современного ребенка и взрослого. Копилка родительского мастерства пополняется представлениями о христианских ценностях.

 - Чем семейный клуб отличается от воскресной школы, ведь и там, и там строится взаимодействие с родителями?

- Семейный клуб – это не родительская школа, не родительский «всеобуч», о которых сегодня часто говорят как об острой потребности: «Давайте сертифицируем родительство, давайте сделаем «профессиональное родительство». Специалисты, которые всерьёз взаимодействуют с семьями, в ответ на подобные предложения разводят руками, ведь быть родителями люди учатся всю жизнь. Всю жизнь отец раскрывается в своем отцовстве, а мать – в материнстве. Как можно кого-то сертифицировать как «ответственного родителя», если он всего лишь прошел курсы, пусть даже прочитанные квалифицированными преподавателями? Сами по себе курсы для родителей – дело хорошее, проверенное временем, но семейный клуб – нечто иное, нечто большее, нежели набор семинаров на востребованные родителями темы.

Семейный клуб – это, прежде всего, среда общения семей. Здесь молодые родители, наблюдая за более опытными многодетными «специалистами» в своем деле, увлекаются родительством. Они перенимают опыт, вдохновляются им, и в итоге воспринимают беременность, деторождение, воспитание детей как служение, которое делает жизнь сопричастной высоким смыслам, а не как «тяжкое бремя, когда жизнь кончилась», как говорят многие молодые мамы. Культура родительства – это широкое явление. В него входит много важных структурных компонентов, а не только вопросы, которые связаны с педагогикой.

Культура здоровья и деторождения

- Каковы основные направления работы семейного клуба?

- Первое направление – это культура здоровья и деторождения. Именно с этого направления в России и начиналось движение родительских клубов. Сегодня это очень мировоззренчески разнородное, поляризованное направление. Например, в крупных городах существует очень много оккультно-окрашенных подходов к работе с беременными, когда на беременность и роды смотрят как на особые состояния для того, чтобы войти в общение с некими «высшими силами», «Космосом» (с большой буквы), раскрыть у новорожденных некие «тонкие способности», а из здорового тела делается культ, который поддерживается, зачастую, весьма сомнительными практиками. Но наша задача – через раскрытие христианского представления о культуре здоровья привести беременны женщин, молодых родителей к Источнику жизни.

- С какими основными проблемами приходят будущие родители в семейный клуб?

- Приходят беременные женщины и говорят: «Рожать не хочу» или «Рожать боюсь, хочу родить, но расскажите, как бы полегче, с анестезией». Слово «беременность» происходит от слова «бремя», что означает «тяжесть», «тяжелое дело». Мы живем в обществе, где существует культ здоровья, и он очень связан с культом успеха. Успешный человек безукоризненно здоров, у него белоснежная улыбка, он живет долго-долго. И само по себе долголетие, и крепкое здоровье совсем не плохо. Но когда они становятся культом (а будущие или молодые родители несут эти веяния времени), то это само по себе можно рассматривать как некоторую симптоматику ценностной дезориентации, духовной болезни.

Дело в том, что физическое здоровье сегодня, в контексте современной телесно-ориентированной массовой культуры, преимущественно рассматривается вне всякой связи с духовным здоровьем. Так вот, на этом этапе общения с молодыми родителями или с людьми, которые только готовятся стать родителями, есть серьёзная возможность для духовного просвещения. Не надо бояться этой темы.

- Какое отношение культура здоровья имеет к церковным делам?

- Самое прямое. Это поприще серьезное, важное, на котором можно многого добиться. Ведь мы говорим не только о правилах здорового образа жизни, но и о том, что такое здоровье человека, успех, успешность, и что, действительно, в жизни нужно успеть – с христианских позиций. Между прочим это связано с замечательным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Следующее направление в деятельности семейного клуба – это психология семьи и детско-родительских отношений.

Психология семьи и детско-родительских отношений

 - Психология нынче очень популярна. Психологи востребованы. Я сама не раз обращалась к ним. Знаю многих родителей, имеющих серьезные проблемы в отношениях с детьми. Практически у всех есть те или иные проблемы…

- Да, очень многие родители тревожатся, переживают за своих детей. И они знают: если что, то надо бежать… к психологу. Он решит все их проблемы. Между тем, многие проблемы имеют не только сугубо психологические основания, но и духовные. Например, о современном типе культуры семьи говорят как о детоцентристском. Кто сегодня является центром семейной жизни? Кто стоит в центре вселенной? Ребенок. Вокруг него вращаются и ему подчинены взрослые жизни. И мы понимаем, что это путь к некой ценностной духовной деформации, разрушительной для установленной Богом иерархии в семье, где на первом месте должны стоять взрослые – отец или мать (в неполных семьях).

Многие, в том числе и православные психологи, говорят еще об одной очень серьезной проблеме. Современные родители так сосредоточены на ребенке, что невольно разрушается центробежная сила семьи – супружеская связь «муж – жена», «отец и мать». Программы семейных клубов по психологии семьи и детско-родительским отношениям – это, прежде всего, разговор о семье в целом, о супружестве, а не только о конкретных проблемах отцов и детей, матерей и детей. В семейных клубах такого рода семинары очень востребованы и являются самыми посещаемыми. Семейный клуб – это не материнский клуб, это клуб, в котором, как правило, присутствует мужчина – муж, отец, где программы ориентированы на всю семью, а не только на женскую её часть и взаимоотношения «мать-дитя».

Следующее направление деятельности родительских клубов – это семейная педагогика.

«Воспитание как творчество»

 - Как воспитывать детей, которые не ходят в ясли и детские сады? Что такое домашнее воспитание?

- Отец Дмитрий Смирнов говорил о советском опыте воспитания, в котором было много хорошего. Но было и доминирование общественных практик воспитания, плоды которых мы сегодня пожинаем. Поколения наших мам, пап, бабушек и мы сами росли в детских садах и яслях. Мы отвыкли воспитывать детей вне этих учреждений? О том, что такое домашнее воспитание, написаны прекрасные книги. Например, книгу «Под кровом Всевышнего» матушки Натальи Соколовой мы читали как бестселлер, как откровение о том, что такое семейная педагогика, что такое православное воспитание в семье. И сейчас это очень востребованное и важное направление деятельности семейных клубов. На семинарах, мастер-классах, совместных занятиях с детьми родители учатся вместе рисовать, лепить, мастерить, учатся, как сделать своими руками игрушку, как сказку рассказать, книжку прочитать и прокомментировать, как домашний праздник организовать…

Еще одно направление в работе семейного клуба – это создание культурного поля семьи.

 «Разноцветные страницы детства», или Колыбельная про орнитологический этюд

 - Что Вы понимаете под словами «культурное поле семьи»?

- Это своего рода альтернатива масс-культурному полю, которое духовно небезопасно. Помогая родителям в семейных клубах созидать духовно-питательное, духовно-безопасное культурное пространство семьи, можно предложить целый ряд актуальных тем, которые будут востребованы. В семейном клубе «Рождество» таких программ очень много. Наиболее востребованные – это те, которые касаются народной педагогики. Родители чувствуют, что некие значимые ценности заложены в текстах материнского фольклора, в колыбельных, сказках, но испытывают известные трудности в их интерпретации. Мы многое перестали понимать. Мама говорит: «Ну, как я могу спеть ребенку: «Наша перепелочка старенькая стала. Ты ж моя, ты ж моя, перепелочка»? Я, конечно, могу нежно напевать, но я, честно говоря, не понимаю, это про птиц? Это орнитологический этюд? Это что, вообще?».

Еще Иван Ильин говорил о «проблеме потери доступа к национальной культуре». И сегодня эту проблему можно решать, помогая родителям подобрать ключи к русской сказке, к русской песне, к материнскому фольклору, к годовому циклу праздников в жизни семьи. Множество подсказок о том, как традиция может поддерживать и наполнить смыслом жизнь современной семьи, содержат такие семинары для родителей и совместные детско-родительские занятия как «Введение в традицию», «Потягушеньки-порастушеньки», «Кукла – лицо народа», «Ключи к русской сказке», «Годовой круг праздников в жизни семьи» и другие. Это очень важное направление в семейном центре «Рождество».

- С какими еще проблемами обращаются к вам родители?

- Другая актуальная проблема культурного поля семьи – что читать детям? Родители хотят, чтобы дети читали хорошие книги, чтобы росли на хорошей классической литературе. Но начинают читать, и вдруг – разворот от книги на 180 градусов. То, что мы понимали легко, нашим детям трудно и чуждо, потому что наши любимые книги написаны совсем в другом социально-историческом контексте. Как быть? Нужно помочь родителям и провести за них селекционную работу, отобрать лучшие книги современных авторов. И такой опыт есть. В «Рождестве» существует, например, клуб читающих родителей «Разноцветные страницы детства». Очень важны и семинары о кино и мультипликации. Мультклуб, киноклуб – это прекрасные формы работы с современной семьей.

 - Совместные детско-родительские занятия и программы – это действительно архиважное направление работы семейного клуба. Нас у родителей трое, но они никогда и ничем не занимались вместе с нами, посвятив свою жизнь работе. Результаты плачевные.

- Совместные детско-родительские занятия – это возможность для родителей наблюдать за своим ребенком, расти вместе с ним, сравнивать, что происходит с другими детьми, учиться у других мам и пап, перенимать их родительский опыт. Именно по такому принципу построена уже упомянутая программа студийных занятий для родителей с детками от полутора до 8 лет «Введение в традицию», соавтором которой я являюсь. Будем очень рады, если хотя бы элементы ее методики пригодятся в работе приходов.

- Где можно узнать о вашей методике?

- В издательстве «Никея» вышла книга «Введение в традицию. Пособие в помощь родителям и педагогам». На ее основе регулярно проводятся семинары и мастер-классы для педагогов воскресных школ, православно-ориентированных центров, студий, детских садов.

 - С чем можно познакомиться на сайте Центра «Рождество»?

- С целым комплексом программ социо-культурного и психолого-педагогического сопровождения семьи, начиная от этапа подготовки к деторождению и до совершеннолетия ребенка. Есть на сайте и раздел «Для специалистов», где собраны видео-семинары, интернет-семинары по актуальным вопросам православной педагогики и современной культуры родительства, семинары по подготовке к православным праздникам, аккумулирующие лучшие родительские практики. (www.rojdestvo.ru)

- Чей опыт, кроме «Рождества», Вы считаете наиболее интересным в области организации семейных клубов на приходах?

- В России есть люди, которых можно назвать новаторами, которые много делают в плане взаимодействия с семьей. Это, например, отец Александр Дягилев из Санкт-Петербурга, который вместе со своей матушкой Любовью уже много лет ведёт при храме так называемые «супружеские встречи», занимаясь, в том числе, и с молодыми супругами, готовящимися стать родителями. Это и отец Дмитрий Березин, который создал целый интернет-портал для отцов «Батя», поднимающий актуальные вопросы, связанные с мужской позицией в воспитании. Это и протоиерей Георгий Сивков из Хабаровска – смелый человек, живущий на другом конце страны. В своем семейном клубе при Спасо-Преображенском кафедральном соборе он тоже начал работу с семьями, с будущими родителями на этапе беременности и подготовки к деторождению. Это и отец Андрей Кравченко с матушкой Светланой. Они создали в Краснодаре при Свято-Екатерининском кафедральном соборе прекрасный Православный семейный центр «Зерно веры», который объединяет сегодня сотни родителей и детей и строит свои программы, начиная с этапа деторождения. Я назвала только тех, кого лично знаю, у кого бесконечно учусь, с кем мы обмениваемся опытом.

- И на Рождественских чтениях, и на прошедшем недавно заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, желающие получили вместе с другими изданиями Комиссии и сборник материалов «В помощь организации семейных центров и клубов на приходах», в котором рассказывается об опыте центров «Рождество» и «Зерно веры».

- Сборник, предназначенный для православно-ориентированных общественных организаций, – это первая ласточка, первая попытка представить имеющийся опыт, возможности, формы и содержание работы в этом направлении.

Будем очень рады, если хотя бы крупица нашего опыта будет кому-то полезна, если что-то пригодится и пополнит опыт поддержки и объединения семей на приходах. Пишите, звоните, консультируйтесь. Все контакты на сайте. Если смогу чем-то помочь, с радостью сделаю это. Бог в помощь в наших совместных трудах.

А.А.Абрамова на секции.JPG

дети и пословицы.jpg

отцы.jpg

с мамой и куклой.jpg

с мастерская Морозов.jpg

 

Беседовала Ирина Ахундова

Фото автора и из архива Анастасии Абрамовой


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: