Об авторе:

Елена Давыденко, педагог, психолог

Предлагаем вашему вниманию статью руководителя оздоровительного направления Центра «Рождество», педагога, психолога, автора лекционно-практического курса «Школа молодых родителей» Елены Давыденко.

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, одни из них сопровождают его на протяжении всей жизни, другие со временем проходят. Предназначение всех рефлексов, с которыми малыш появляется на свет, - дать ему возможность выжить. Все безусловные рефлексы новорожденного делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы и над сегментарные поз тонические автоматизмы.

Сосательный рефлекс относится к первой группе. Отсутствие некоторых рефлексов сразу после рождении малыша может быть показателем серьезных нарушений развития, отклонений от нормы. Так, отсутствие сосательного рефлекса может быть показателем пареза лицевых нервов, глубокой умственной отсталости или тяжелого соматического состояния. Значение выраженности рефлексов сложно переоценить, именно поэтому в современных роддомах одним из показателей шкалы Апгара является рефлекторная возбудимость младенца, которого прикладывают к груди матери сразу после рождения. Обычно сосательный рефлекс у детей обычно угасает между тремя и четырьмя годами. Условно здоровье можно представить в виде трех равноценных кругов, пересекающихся между собой, это гармоны, психика и физиология. Другими словами, физика тела, химия тела и физика тела. Эти круги равноценны, то есть они в равной степени важны для любого человека, в том числе и для ребенка. Это те степени здоровья, которые мы не можем не учитывать. Если происходят изменения в одном из кругов, то на остальных двух это компенсаторно отражается. Поэтому когда мы говорим о рефлексах, мы видим их в физике, но на самом деле они лежат и здесь, в частности, сосательный̆ рефлекс – это степень гормонального созревания ребенка.

К сосательному рефлексу можно отнести как сосание груди, так и сосание пустышки, но это принципиально разные вещи. Ведь сосание груди это и пища, и нежный момент интимного общения с мамой̆, когда мамина грудь это еще и личная собственность малыша, потому что из нее он получает пищу. А пустышка – это только сосательный̆ рефлекс, основная задача которого - успокоение малыша. Соска дает возможность на некоторое время заменить маму, дает ей некоторую свободу, делает возможным успокоить ребенка в ее отсутствие. Если мы хотим, чтобы наш ребенок гулял с кем-то, то было бы не плохо приучить ребенка к пустышке. Дети рождаются с умением сосать, рождаются с этим рефлексом. Он зависит от многих вещей̆, в том числе и от гормонального фона ребенка.

Соска нужна и для того, чтобы у ребенка вырабатывался сосательный рефлекс, и чтобы уберечь мамины соски от излишнего травмирования. Когда малыш ночью зашевелился, но мы понимаем, что он точно не успел проголодаться, мы можем дать ему соску, чтобы продлить его сон. Хорошо, когда этой мерой успокоения ребенка могут воспользоваться и мама, и папа, и дедушка с бабушкой, если появляется такая необходимость. Это дает возможность маме отлучиться от младенца на некоторое время. Ведь спокойствие ребенка - эта главная задача первого года жизни.

Почему бывает сложно приучить малыша к соске? Это может быть связано со строением рта малыша или с тем, что соску не достаточно настойчиво ему предлагали. Но бывает и такое, что она физически непереносима, потому что между маминым соском и силиконовой соской все-таки огромная разница. Нельзя забывать, что рот младенца растет вместе с ним, это станет понятно, если мы посмотрим на новорожденного младенца и годовалого малыша. Поэтому размер соски тоже будет меняться. Приучение к соске, условно, проходит в два этапа.

Первый этап - выбор соски

Когда вы будете выбирать соску, то для новорожденного малыша вам следует выбрать самую маленькую, какую только сможете найти. Бывают разные возрастные градации сосок, на это тоже стоит обратить внимание при выборе соски, когда 0 – 3 для новорожденного младенца будет более правильным выбором, в отличие от категории 0-6. Но даже в этой градации, 0-3, пипка может быть чуть больше или чуть меньше. Соски делятся на резиновые и силиконовые, они отличаются жёсткостью. Резиновые мягче силиконовых. Соски бывают разных форм, со скошенным краем или круглые. Здесь уже выбирает младенец, что ему нравится больше. Как правило, для начала нужно купить как минимум 3 разные соски. Можно папам- умельцам сделать такую вещь, купить такую соску, у которой̆ можно этот кончик подтянуть наверх, и завязать ниткою̆. Тогда соска станет маленькой̆ и соска попадёт туда же, куда и сосок, на начало или серединку языка, чтобы избежать попадания на корень. И это будет первый этап к тому, чтобы ребенок взял соску.

Второй этап - знакомство

Вторым этапом является момент знакомства малыша с соской, когда он может выбрать форму и материал, из которого сделана соска. Он может силикон отплюнуть, а может наоборот ему понравиться. Мы совершенно этого не знаем, то есть нужно ему давать и пробовать.

Мы берем чистую соску, обдаем ее кипятком и вставляем в рот малыша. Соска начинает ползти обратно и, когда мы это видим, вставляем ее обратно. Нельзя вставлять соску на корень языка, мы прикладываем ее к ротику, чтобы он ее сам втянул, он сам ее втянет и начнет сосать. Мы немного ее придержим, и для первой̆ встречи с соской этого будет достаточно. И так, раз от раза, мы ее предлагаем пару недель и как правило к концу первого месяца они ее берут.

Не стоит переживать из-за того, что малыш выплюнул соску. Он обязательно её выплюнет. Для него момент знакомства с соской – это новые, не привычные ощущения, должно пройти некоторое время, чтобы он к ним привык. Когда вы впервые начнёте прикорм, малыш и его выплюнет, но это не означает, что никогда не будет есть что-либо кроме молока или смеси. Первый момент – это всегда отторжение.

Когда мы говорим о развитие речи ребенка, не забывайте, что надо убрать соску из его рта на время общения с ним, это может вызвать задержку развития речи. Малыш должен не только слушать вас, но и иметь возможность вам ответить, а это означает, что рот у него должен быть свободным от каких-либо предметов.

Отучение от соски

По мере взросления наступает такой момент, когда встает вопрос о необходимости отучения крохи от соски. Надо знать, что всегда есть такой момент, когда соску можно забрать без каких-либо сложностей, это происходит приблизительно в возрасте 8 месяцев. Как правило все этот момент пропускают и тогда соска превращается в игрушку. И дальше отлучение от соски будет носить педагогический характер, что станет возможным только после года.

При отлучении от пустышки важно научиться успокаивать ребенка любым другим способом, например, переключать его внимание на что-то другое, брать на руки и обнимать или просто играть с малышом. Скорее всего, потребуется время, чтобы малыш научился успокаиваться без пустышки, но не стоит мгновенно сдаваться и давать ему соску по первому требованию. Соска в процессе отучения выдается только с случае крайней необходимости, если ребенок напуган или плохо себя чувствует. Нужно быть готовым к тому, что данный процесс требует много нервов и времени.


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: