ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ

Ольга Минаева, педагог, логопед-дефектолог

К сожалению, далеко не всем детям удается быть хорошими учениками. И причин этому может быть очень много. Как и реакций родителей на эту ситуацию. Некоторые ругают своих «растяп» за двойки: «Ну ведь ребенок-то умный! Все понимает, соображает быстро, а все беды из-за его невнимательности забывчивости/ нерасторопности/ неуверенности/ непоседливости и т.д. Когда же он наконец за голову-то возьмется?!»

Режим дня такого ребенка постепенно превращается в некое подобие трудового «учебного» лагеря – школа, уроки, переписывание всей тетради из-за одной помарки, чтение в качестве наказания за двойки и т.д. Что в итоге? Как минимум нелюбовь ребенка к школе. Далее - скрывание двоек, прогулы, низкая самооценка, неверие в собственные силы и т.д. Другой вариант реакции родителей - «Ну что с него возьмешь, рожденный ползать летать не может...» - тоже, как правило, приводит к низкой самооценке и так называемой «выученной беспомощности» - мол, зачем стараться, все равно таланта нет. Бывает и так, что родители в своем чаде души не чают, поэтому с готовностью оправдывают все его промахи как в собственных глазах, так и в глазах ребенка: «Учительница придирчивая, а вчера и вовсе магнитные бури не давали учиться как следует».

Наиболее конструктивным вариантом реакции на неуспешность ребенка является предоставление ему помощи. Одни родители берут эту функцию на себя, другие поручают всевозможным репетиторам, но зачастую случается так, что и эта помощь оказывается неэффективной. Репетиторы по всем предметам ежедневно посвящают себя вложению знаний в голову несчастного двоечника и в итоге, осознав тщетность своих стараний, сводят уроки к совместному выполнению домашних заданий. Почему же так происходит? Очевидно, в таком случае причины двоек лежат несколько глубже конкретных школьных предметов и имеют системный характер.

Разбираемся в причинах неуспешности

Бывает, что причины школьной неуспешности ясны для родителей и они обращаются к психологу, чтобы получить ответ на вопрос о том, как с этими причинами бороться. Но нередко случается так, что видимые причины – либо верхушка айсберга, либо своего рода мираж, вызванный совершенно иными причинами. Так, впечатление родителей о том, что у ребенка плохая память, может быть вызвано нарушениями функций контроля – то есть память сама по себе хорошая, а вот организовать процесс запоминания и воспроизведения информации ребенок не в состоянии. Поэтому прежде чем давать рекомендации по поводу исправления «недостатков», специалист всегда проводит диагностику, чтобы точно определить истинные причины возникшей проблемы.

Вот приблизительный их перечень:

1. Низкие нейродинамические показатели. Это означает высокий уровень истощаемости ребенка, слабый энергетический запас, иногда – неровное распределение этого запаса (когда ребенок 10 минут работает «как заведенный», а потом ему требуется «подпитка», и так постоянно, циклично). Это сильно отражается на способности ребенка воспринимать информацию, запоминать ее, быть внимательным и т.д. В наше время это очень распространенная проблема, и связана она с недостатком кислорода, возникшем на том или ином этапе беременности, в родах или в дальнейшем развитии. Таким детям, помимо курса нейропсихологической коррекции, нужна помощь специалистов медиков – невролога, зачастую остеопата, массажиста, а также особый режим, способствующий их постоянной «подзарядке».

2. Нарушения/недоразвитие внимания и функции контроля. Очень часто недостаток внимания сочетается с двигательным беспокойством, расторможенностью. В наше время довольно распространенным среди детей стал диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако дефицит внимания может проявляться и без гиперактивности. Таким детям крайне трудно выдержать режим урока, не говоря уж о том, что они не в состоянии организовать самостоятельную познавательную деятельность – т.е. выполнение уроков, написание самостоятельных работ и т.д. Они часто делают ошибки в заданиях по русскому языку, иногда совсем «глупые», могут не услышать задание, отвлекаются сами и отвлекают всех вокруг. Таким детям часто бывает очень трудно «войти» в задание, они не выдерживают монотонной деятельности и т.д. При этом интеллектуальное развитие гиперактивных детей зачастую абсолютно нормально или даже завышено. Основная задача помощи такому ребенку (которая включается в систему нейропсихологической коррекции) – научить его организовать, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. Владение навыками планирования и контроля – это главный шаг на пути преодоления двоек. Однако следует заметить, что зачастую это невозможно без помощи невролога.

3. Нарушения/недоразвитие памяти. В решении этой проблемы, как правило, необходимы медицинские исследования. Если нарушение памяти первично (то есть не является следствием других нарушений, например внимания), то задачи программы коррекции – как увеличить непосредственный объем запоминания, так и построить эту функцию «в обход», с опорой на другие функции – например, научить ребенка опосредованному запоминанию, с опорой на мышление, создание дополнительных связей (многие люди, к примеру, запоминают номера телефонов, используя какие-то дополнительные связи - привязывая цифры к определенным значимым для них событиям и т.д.)

4. Нарушения/недоразвитие пространственных представлений. Эта причина неуспеваемости уже менее очевидна для родителей. Она может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением (т.е. двойки по чтению), нарушения счета и трудности с вычислительными операциями (т.е. двойки по математике), нарушения письма – плавающая строка, слитное написание с предлогами, помарки и т.д. (т.е. двойки по русскому языку) и многое, многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой. Соответственно, основная задача коррекционных занятий в данном случае – развитие пространственных представлений, начиная со схемы собственного тела и заканчивая абстрактными пространственно-временными отношениями.

Здесь перечислены лишь наиболее типичные причины низкой успеваемости детей. На самом деле их может быть гораздо больше (в частности, большую роль в возникновении трудностей познавательной сферы вызывает недоразвитие двигательной сферы), в каждом конкретном случае это может быть тонкое переплетение индивидуальных трудностей. И это не учитывая эмоциональный фактор, который зачастую играет ведущую роль в формировании школьной успеваемости.

Поделитесь с друзьями: